Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена проблемой анализа рынка поставщиков различных лекарственных средств в аптечные организации. Крупные дистрибьюторы объединяют капитал и прибыль, чтобы создавать собственные аптечные сети, покупать существующие и активно влиять на потребительский спрос, меняя его в пользу более дорогих лекарств. Каждый день крупные аптеки рассматривают до десятка предложений новых лекарств. Но прежде чем они попадают на прилавок, они проходят всевозможные проверки. Назвать точное количество дистрибьюторов лекарств, работающих сегодня в России, практически невозможно. Закупка лекарств – это сложный многоэтапный процесс, в котором участвуют различные формы собственности. Несовершенство законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих данную сферу деятельности, а также структуры соответствующих организаций препятствует эффективному функционированию и поступательному развитию системы закупок лекарственных средств в соответствии с динамикой показателей и тенденциями современного фармацевтического рынка.
Цель курсовой работы – анализ поставщиков лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить теоретические аспекты изучения поставщиков лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента;
– проанализировать поставщиков лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента.
Объектом исследования является ООО «Ригла» - компания, основным видом деятельности которой является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах.
Предметом исследования выступает система выбора поставщиков и формирования ассортимента аптеки.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе работы отражена особенности выбора поставщиков, а также сущность и особенности формирования ассортимента аптеки. Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Ригла». Проводится анализ организации формирования ассортимента аптеки.
1. ТЕОРНЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА
1.1. Особенности формирования аптечного ассортимента
Ассортимент аптечных организаций - это набор лекарственных средств и другой медицинской (аптечной) продукции, сформированный по определенным характеристикам. При формировании ассортимента необходимо учитывать его назначение: Конкретные регионы (районы, города, области); для продажи конкретным потребителям (в розницу, оптом), продается по рецепту, без рецепта, приоритетный рецепт и т.д. При реализации продуктовой политики аптеки очень важно правильно управлять ассортиментом товаров. Основным контролем является формирование ассортимента и установление уровня требований к его характеристикам — ширине, глубине, насыщенности, гармоничности и т.д. Ширина характеризуется количеством ассортиментных групп, составляющих товарную номенклатуру аптечных организаций. Например, аптеки продают лекарства и перевязочные материалы, но ширина их ассортимента равна двум. Если парфюмерия и косметика также продаются в аптеках, то ширина ее ассортимента будет равна 3. Более широкий ассортимент продукции повышает вероятность ее реализации и экономическую эффективность аптечных организаций. Глубина определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе. Например, если бандаж представлен в 3 вариантах и 4 типах длины, то глубина будет равна 12 [11].
Насыщенность - это количество позиций во всех товарных ассортиментных группах. Насыщение аптечных организаций товарами зависит от увеличения спроса, высокой рентабельности товаров, вывода на рынок новых конкурентоспособных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Современный отечественный фармацевтический рынок постоянно насыщается за счет разработки и выпуска отечественных лекарственных средств в рамках реализации национальной программы импортозамещения. Гармоничность характеризуется степенью совместимости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований организации производства, продвижения и использования на рынке.
Приступая к работе по формированию ассортимента аптечных организаций, необходимо учитывать, что факторы, влияющие на этот процесс, частично рассмотренные выше, можно разделить на общие и специфические. К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в аптеках, относятся потребительский спрос и производство товаров. Каждая конкретная аптека и продукты влияют на построение определенных факторов [6]:
- размер организации;
- аптека любого вида;
- специализация аптеки;
- условия доставки и логистики;
- деятельность данной аптеки в сфере существования прямых конкурентов;
- численность населения;
- квалификация сотрудников;
- особенность местности, характерная для развития того или иного заболевания;
- аптечные услуги в районе медицинских учреждений;
- наличие, количество поставщиков;
- группа покупателей в процентах от соотношения;
- экономические факторы (оборачиваемость запасов, торговые наценки, возможная размер налога, финансовая устойчивость и авторитет аптеки;
- циркуляция информации в системе «Пациент-врач-аптека».
Часто уровень аптеки определяется широтой ее ассортимента. Многие аптеки стремятся хранить как можно больше товаров, что приводит к потерям из-за неравномерного потребительского спроса. Стараясь избежать ошибок в плане закупок, аптека ведет статистику по дефектам и требованиям покупателей, но данные, полученные таким образом, не всегда точны. Наиболее распространенный, но наименее востребованный резерв для улучшения ассортимента, включая оценку самых продаваемых лекарств, зависит от ассортиментной структуры регионального рынка, потери, связанные с отсутствием анализа такой информации, иногда могут быть очень значительными. Ассортиментная структура регионального рынка, следовательно, потенциальный оборот аптеки характеризуется закономерностью 10-15 позиций в ассортименте 1/10 оборота ассортимента, 50 позиций в ассортименте 1/3 оборота ассортимента. Частично недостаточное внимание аптеки к анализу структуры рыночного спроса объясняется постоянным отсутствием доступной аналитической информации по регионам. В идеале лучше заказать информацию об ассортиментной структуре местного рынка с учетом деталей аптеки, то есть местоположения и особенностей потока покупателей. Однако следует отметить, что количество и состав аптек, изученных в регионе, не всегда позволяют составлять такие репрезентативные выборки [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Н.И., Алёхина, Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. Т. 1. № 5 (5). С. 56-59.
2. Бабурина, Д.А. Необходимость новых подходов к управлению товарными запасами торгового предприятия / Д.А. Бабурина // Научный альманах. 2018. № 7-1 (21). С. 32-36.
3. Богданова В.А. Анализ среды фирмы как важнейший этап стратегического менеджмента / В.А. Богданова, Е.А. Кыштымова // Современные концепции, учета, анализа и аудита в развитии предпринимательства. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли». – 2016. – С. 79–83
4. Буняк, И.П. Управление товарными запасами с учетом складских помещений / И.П. Буняк // Современные тенденции развития науки и технологий. 2019. Т. 6. № 3. С. 38-41
5. Данилова, С. Ю. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства / С. Ю. Данилова, Е. В. Пуденков // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Тольятти, 2019. № 2 (28). С. 47–52.
6. Егоркина, Е. Ю., Данилова, С. Ю. Оптимизация процесса управления запасами на предприятиях оптовой торговли / Е.Ю. Егоркина, С.Ю. Данилова. Молодой ученый. 2018. №16. С. 157-160.
7. Логистика и управление цепями поставок на транспорте: учебник для вузов / И. В. Карапетянц [и др.]; под редакцией И. В. Карапетянц, Е. И. Павловой. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. 362 с.
8. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: Монография / К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина; Науч. ред. К.А. Смирнов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 166 с.
9. Маркетинг: Учебник / А.М. Годин. - 9-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 656 с.
10. Маркетинг: Учебник / В.П. Федько, Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; Под ред. проф. В.П. Федько. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 368 с.
11. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 240 с.
12. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2017. - 392 с
13. Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2017. - 192 с.
14. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2019. - 336 с.
15. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 272 с.
16. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
17. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2018. - 439 с.
18. Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2018. - 512 с.
19. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2018. - 296 с.